В Музее Москвы открылась выставка «С праздником!»

Одним из символов эпохи оттепели и застоя стала праздничная открытка работы художника Ивана Дергилёва. На его счету десятки вариантов красочных поздравлений к любой дате, издававшиеся тиражом в 46 млн или даже 55 млн экземпляров. Они хранились, без преувеличения, в каждой семье.

В те времена, когда на плакатах изображали красные звезды, мужественных работниц и грандиозные стройки, Дергилёв по любому поводу составлял букеты. Даже молодежь, родившаяся уже в России, узнает с первого взгляда особую форму соцветий дергилевской гвоздики, любой сможет проследить развитие темы полевых цветов на праздничных витринах.

Открытки Дергилёва украшали аскетический быт послевоенных коммуналок, заменяли их жителям иконостасы, поражали качеством полиграфии в те времена, когда советская женщина отличалась от мужчины только кокетливо пришитой пуговицей на телогрейке.

В середине зала глядят вдаль манекены в костюмах 1960–1970-х, в витринах советские подсвечники соседствуют с собственными изображениями на новогодних открытках, еловая ветка и блестящие шарики лежат под прицелом старинного фотоаппарата.

Едва ли не больше, чем открыток Ивана Дергилёва, на выставке акварелей и раскрашенных офортов его дочери Алены, продолжившей художественную династию. Ее работы — путеводитель по Москве, хоть исчезающей, но еще уловимой в тихих переулках центра города. У многих акварелей — точный адрес: Трехсвятительский пер., 6; Сверчков пер., 10; Сивцев Вражек, 24/2.

На улице обязательно встретишь прохожих и подглядишь за их повседневностью: вот на Поварской люди едят мороженое, а к одному из них пристает кусачая собачонка; вот бабулька кормит на снегу голубей в Воротниковском переулке; вот дети брызгаются в Александровском саду и обнимаются с рыбаком работы Церетели.

От картины к картине составляется человеческий и «съедобный» портрет Москвы: юноши с ирокезами, мамы с детьми, сосредоточенные обладатели деловых костюмов; «Рюмочная» на Старом Арбате, «Бутербродная» на Никольской (предлагаются блинчики и пельмени), «Пельменная» на улице Красина, «Булочная» в Казарменном переулке, «Чебуречная» в Солянском проезде. Иногда на эту Москву больно смотреть: трещины, обвалившаяся лепнина, темные провалы окон, грязные сугробы.

«С праздником!» — это экспозиция по истории открытки и ностальгическая экскурсия в советскую эпоху с ее торжествами и буднями.

Источник: www.izvestia.ru/news/522485


Возврат к списку