С днем рождения, открытка!

С днем рождения, открытка!

Несмотря на то, что общие правила международной почтовой службы и положения по обмену письменной корреспонденцией официально были утверждены лишь в 1878 году на Всемирной почтовой конвенции в Берне (Бернский договор), традиция поздравлять близких людей карточками, похожими на открытки, возникла задолго до этого события.

Самая ранняя поздравительная карточка (greeting card или валентинка), хранящаяся в Британском музее в Лондоне, датирована XV веком, ее авторство приписывают герцогу Орлеанскому.

В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона.

В 1840 году директор музея Виктории и Альберта в Лондоне Генри Коул заказал своему знакомому художнику 1000 карточек с незатейливым рисунком, чтобы поздравить с Рождеством друзей, родственников, партнеров. Большую часть этих открыток он отправил по почте, оставшуюся продал по шиллингу желающим.

Следует отметить, что до 1860 года изготовлять открытки стоило больших усилий, ибо тогда они делались, как правило, вручную. Художники рисовали и раскрашивали карточки, а для их оформления использовали птичьи перья, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк. Зачастую высокое качество и индивидуальность технологий служили визитной карточкой издателя и потому не требовали привычных сегодня логотипов производителя на «товаре».

В России долгое время подобные поздравительные карточки закупались за границей, затем на них делались надписи на русском языке, иногда дорисовывалась российская символика. Чуть позже российские купцы и фабриканты позаимствовали из-за рубежа и традицию «пиара». Они стали вкладывать сувенирно-рекламные карточки наподобие современных визиток в упаковочные коробки. Особенно преуспело в рекламе московское «Товарищество А. А. Абрикосова и сыновей». Такие «рекламки» выполнялись обычно с применением тиснения, сложных виньеточных узоров, высечки, с использованием шелка.

Несмотря на то, что символика карточек была незамысловатой (художникам приходилось использовать понятные для обывателя символы), зачастую открытки смотрелись как настоящие произведения искусства. А вот текст на праоткрытках предполагался редко, особенно длинный.

Интересно отметить, что первые отечественные открытки рисовали в том числе и такие именитые мастера, как А. Бенуа, И. Билибин, Н. Рерих. Эти открытки многие вешали на стены вместо картин.

Однако вернемся к Бернскому договору. Незадолго до него – в 1872 году – в России были выпущены в обращение маркированные «открытые письма» (почтовые карточки). Письма коричневого цвета предназначались для пересылки внутри города, зеленого – для международной корреспонденции. Произошло это 26 марта. И хотя впервые идея создания почтовой карточки прозвучала в 1865 году из уст того самого Генриха фон Стефана, усилиями которого и была позднее созвана конференция в Берне, мы отмечаем день рождения открытки именно 26 марта, искренне радуясь тому факту, что иллюстрированная почтовая карточка до сих пор востребована и популярна.