ВЫПУСКНОЙ: часть 2
Продолжаем путешествие по волнам нашей памяти...
День окончания школы, мы уверены, помнят все, потому что это – поворотный день в судьбе каждого человека. Давайте вспомним, как отмечали его в 20 веке.
Многие из нас принадлежит к категории тех, кто заканчивал школу именно в прошлом веке. Но 20 век был длинным и сложным. Каждый, кто застал его, вспоминает о нём по-своему. За это время страна прошла через ряд серьезных испытаний и глубоких трансформаций, что не могло не сказаться на российской образовательной системе и, соответственно, на традиции празднования последнего звонка и выпускного.

В начале 20 века намечается некоторая демократизация праздника, связанная с преобразованиями в обществе в целом. Учебных заведений становится больше. Образование перестало быть элементом сословной роскоши. Хотя массовым оно ещё не стало, круг получающих его существенно расширился.
Праздновать окончание учёбы начинают в самых разных учебных заведениях, в том числе выпускники, не принадлежащие к дворянскому сословию и не обладающие достаточными для участия в организации вечеринок средствами. Именно поэтому, кстати, финансировать мероприятия частенько берутся уже сами учебные заведения. Казённое финансирование «гуляний» сказывается и на царящей на них атмосфере, но мода и стилистика приспосабливаются к новым веяниям.
Последний звонок и выпускной вечер становятся более «аскетичными», зато культура празднования этих событий распространяется на более широкие народные массы – на разночинцев, интеллигенцию, будущих профессионалов. Приходить на выпускные в слишком дорогих нарядах становится почти неприличным и воспринимается отныне как элемент дурного вкуса, а в столичных городах – ещё и провинциальности. Выпускники облачались в парадную форму своих учебных заведений, выпускницы – в относительно скромные платья часто типового покроя. Этот стиль в той или иной степени стал популярен и в высших классах общества. В кадетских училищах участие в празднике принимали не только выпускники, но и воспитанники младших возрастных групп. Правда, спать их отправляли всё же в должное время, а выпускники порой «гудели» всю ночь.

Октябрьская революция 1917 года на время подвела черту под выпускными балами. Демократизация сделала стремительный рывок вперёд и зашла так далеко, что после 1918 года праздники такого рода были вообще отменены как «буржуазный предрассудок». Вплоть до середины 1930-х годов выпускные мероприятия проходили в форме торжественных линеек, на которых директор вручал выпускникам аттестаты.
Выпускные мероприятия довоенного времени были «идеологически окрашены». На них обязательно присутствовали представители ВКП(б), обращавшиеся к выпускникам с напутственными речами, частенько изобличавшими тот или иной уклон в партийных рядах. На фотографиях тех лет видно очень много взрослых лиц. Это были рабочие со стажем, выпускники вечерних школ и школ рабочей молодежи, участники Гражданской войны. Образование стало массовым, и очень многие граждане рванули в школы - «образовываться» и «дообразовываться».
С середины тридцатых и до начала Великой Отечественной войны традиция празднования последнего звонка и выпускного вечера переживала скромный ренессанс: наконец-то, помимо торжественного вечера, были разрешены ещё и танцы, но на бал, даже скромный, эти мероприятия не «тянули». Поскольку в довоенном СССР действовал принцип раздельного обучения, выпускники ходили в гости к выпускницам и наоборот. Важным элементом предвоенных выпускных были гуляния по городу, которые обычно проходили по знакомым местам. Однако многие выпускники, так или иначе, забредали на Красную площадь, где некоторые из них и провели свои последние счастливые часы перед началом Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы выпускных праздников практически не устраивали – было не до этого. Просто вручали аттестаты. Да и среди выпускников было немало вполне взрослых молодых людей, которые уже многое повидали в жизни. Иным было далеко за двадцать, а некоторым – и за тридцать. Эти мужчины прошли через войну или тяжёлую работу в тылу. Окончание школы было для них уже чисто «техническим моментом».
Даже в пятидесятые годы среди выпускников школ ещё можно было встретить молодых ветеранов. Послевоенный аскетизм давал о себе знать на протяжении практически всех 15 послевоенных лет. Балов не устраивали, пока была жива память о войне. Следование моде тоже не было частью мейнстрима. Подчёркнутый интерес к ней, напротив, мог возбудить раздражение и подозрение – причём не только среди учителей и администраторов, но и среди самих учащихся.
Кроме того, не следует забывать, что пятидесятые были периодом «борьбы с космополитизмом» и «низкопоклонничеством», так что стать жертвой этой «борьбы» в случае каких-то «отклонений» можно было довольно легко. В 1950-х выпускники часто собирались всем классом и бродили «по окрестностям». «Местами притяжения» были памятные городские районы, парки, а в маленьких городах и на окраинах крупных мегаполисов – еще и прилегающие лесопарковые зоны. Красная площадь в Москве также не потеряла своей популярности. Почти всеобщей была склонность коллективно, всем классом, или разбившись на небольшие группы проводить время где-нибудь на открытой местности у реки. Однако ночные гуляния не поощрялись, да и были подчас довольно опасны, поскольку уличная преступность в 1950-е продолжала оставаться заметным фактором повседневной жизни.

Настоящее возвращение выпускных вечеров состоялось только на грани пятидесятых и шестидесятых. В 1960-е к этому празднику начали относиться со всевозрастающей серьёзностью как к некому знаковому мероприятию – своего рода жизненному водоразделу. Это время ассоциируется у многих современников не просто с «оттепелью» в политической жизни, но и с эпохой культурного подъема, когда в парках молодежь декламирована популярных тогда Вознесенского, Ахмадуллину, Евтушенко, Рождественского. Девушки все больше интересовались модой и укладкой волос. Предпраздничное «конструирование» чрезмерно популярных тогда причёсок в стиле «бабетта», которые служили для многих девушек того времени своеобразным маркером «взрослости», превратилось в повсеместную традицию – почти как украшение ёлки в канун Нового года.
Говоря о стилистике шестидесятых, отметим, что одеваться «умеренно модно» и аккуратно стало общей тенденцией. Возможно, платья выглядели ещё несколько однообразно, а покрой их был подчас наивен, но старания и подготовка к празднику были заметны. В то время большинство девушек шили платья дома с подключением мам и бабушек, хотя некоторые – кто мог себе это позволить – «обшивались» и в ателье. Подготовка к выпускному вечеру у многих занимала целый год и превращалась в важный ритуал. Ребята относились к делу попроще, но и они – некоторые самостоятельно, а большинство всё же с подачи родителей – готовили костюмы «на выход». Помимо произнесения напутственных речей и вручения аттестатов, на выпускном устраивались танцы. Однако застолье было редкостью, хотя вечером в школу частенько приносили лимонад и фрукты. Шампанское почти везде было под запретом, косметика – почти или совсем под запретом. Впрочем, очень лёгкий макияж дозволялся. После неофициальной части выпускники отправлялись гулять. Именно в шестидесятые, когда жизнь в советских городах становится относительно безопасной (с послевоенной уличной преступностью было в основном покончено в конце 1950-х), закладывается традиция массовых «ночных гуляний», которые заканчивались где-нибудь на берегу реки или в каких-нибудь памятных для большинства выпускников местах. В шестидесятые в сознании выпускников и, соответственно, на практике происходит «сдвиг» от Красной площади к Воробьёвым (тогда - Ленинским) горам как наиболее популярной финальной дестинации ночных гуляний. Не только сами «горы» с их необычным рассечённым рельефом, но и виды главного здания Московского университета, возможно, настраивали выпускников на «правильный лад».

В семидесятые происходит постепенный отход от норм советского эгалитаризма и аскетизма. В начале семидесятых можно наблюдать такую тенденцию – юбка несколько выше колен, косметика в форме лёгкого макияжа, но следование моде и желание затмить подруг становятся всё более очевидными трендами к концу десятилетия. У кого-то – больше денег и возможностей, и это отражается на платьях выпускниц. С другой стороны, большинство одето хоть и со вкусом, но ещё достаточно «невинно». Иными словами, публика становится всё более разношёрстной, а наряды – стилистически мозаичными. Появляются выпускницы, которые несколько отличаются по стилю; выпускникам же выделиться сложнее: брюки с пиджаком – они и в Африке брюки с пиджаком.
Застолья – их устраивают чаще всего в актовом или спортивном зале – превращаются в обычное явление и организуются почти в каждой школе. До настоящих балов дело в большинстве школ ещё не доходит, но танцы, быстрые ритмы, раскованность становятся характерными приметами нового стиля. Во многих школах существуют свои любительские ВИА – вокально-инструментальные ансамбли. Наиболее смелые из них пытаются «канать» под «Машину времени» и даже «битлов». В течение года их гоняет дирекция, иногда, впрочем, пытаясь встроить в свои планы, самим музыкантам, как правило, неинтересные. Но на выпускном вечере наступает, наконец, звёздный час школьных лабухов: их пускают на сцену и с удовольствием заслушивают, разрешая компромиссный репертуар. Первым номером, разумеется, идут традиционные темы, но под конец некоторым удаётся спеть ломающимися голосами какую-нибудь песню на корявом английском. Выпускной же – пусть погуляют напоследок!
Коллективные фотографии выпускников семидесятых заметно отличаются от снимков предыдущих десятилетий. На них можно видеть улыбающуюся молодёжь в динамике движения.
В семидесятых получившие аттестаты, посидевшие за столом и потанцевавшие под надзором учителей выпускники тоже отправлялись на гуляния. Однако всем классом гуляли уже редко – коллективизм послевоенных времён ушёл в прошлое. Расходились, как правило, отдельными компаниями и бродили по вечерним, а потом и ночным улицам своих городов. Гуляли до рассвета. Маршруты были всё те же. В Москве большинство выпускников забредало на Воробьёвы горы, ставшие знаковым местом для променадов такого рода. Некоторые шли туда сразу, другие только завершали на Воробьёвых горах свои ночные прогулки и уже оттуда расходились, обессиленные, по домам.
Восьмидесятые в стилистическом отношении – не едины. Водораздел приходится где-то на 1984-1985 гг. Ранние восьмидесятые – это практически продолжение семидесятых. С середины и второй половины десятилетия многое меняется. Идёт усугубление всех тенденций. Ещё в течение года некоторый процент учениц подшивает форменные платья так, чтобы нижний их край был существенно выше колен. К последнему звонку они подшивают их ещё больше и в массе являются получать аттестаты уже в «мини». Мини-юбка в конце семидесятых и в восьмидесятые воспринимается десятиклассницами как бабетта в шестидесятые – в качестве маркера «взрослости». Фасон платьев для выпускного вечера усложняется – теперь на вчерашних десятиклассницах трудно обнаружить одинаковые. Конкуренция среди выпускников тоже обостряется: усиливается дифференциация вкусов. Значительная часть одевается ещё относительно скромно, но почти на каждом выпускном есть определённый процент одевающихся ярко и броско. В этих группах царит стилистический разнобой: тут и атласные платья в пол и мини-юбки и даже усыпанные заклёпками косухи. Косметика уже практически не порицается. Относительно скромные школьные торжества «семейного типа», характерные для семидесятых, в конце восьмидесятых превращаются в шумные дискотеки.

Девяностые – очень интересный и противоречивый период, который начался фактически с распада Советского Союза. Развалившаяся сверхдержава обнаруживает себя на дне Третьего мира, что порождает массу социокультурных и социально-экономических контрастов и парадоксов.
В это время активно транслировались идеи индивидуализма, а также ценности поп-культуры, и соответственно, это отражалось на праздновании выпускных. На школьных дискотеках звучали популярные тогда группы «Руки вверх», «Иванушки International», «На-На», «Мираж» и др.
Говоря о стиле выпускников того времени, нельзя не отметить несколько интересных деталей. Это связано с тем, что финансовое состояние у людей было не столь удовлетворительным, а значит можно перешить-перелатать одежонку, а имеющиеся сбережения вложить в пару гламурных перчаток, и проблема практически решена. Аналогичным образом не у всех выпускников «для выхода» имеются «красные пиджаки» - собственно, не обязательно даже красные: ценятся и другие цвета радуги. Однако стильный и при этом экономный образ можно создать, придя на выпускной в «трениках» и сохранившихся с «перестроечных» времён кроссовках. Нормальные пацаны и во дворе, и в твоём собственном классе не только поймут, но и оценят! При наличии каких-то средств и фантазии возможна масса стилистических уклонов и акцентов – и разноцветные пиджаки, и «варёнка», и китайские (или турецкие) кожаные куртки (непременно «на пару размеров больше»). Выпускницам можно одеться «под Аллу Пугачёву», добавив к перчаткам ещё «пилотку с вуалькой» - правда, под Киркорова выпускникам одеваться ещё рано: «вот это» ни во дворе, ни в школе «не поймут», несмотря на популярность образа в среде их мам и бабушек. А всем остальным можно одеться во всё старое, советское, даже не перешивая его. Можно прийти в каждодневной одежде, даже в школьной форме. Девяностые – такое время: никого ничем уже не удивишь. Стиль проведения выпускных мероприятий стал сильно зависеть от места расположения и «традиций» школы. На выпускном вечере и даже на последнем звонке поражал контраст «старого и нового»: произносящих напутствия советских учительниц, многие из которых, по их собственным признаниям, плохо понимали, «что творится вокруг», и всё больше «идущей в отрыв» молодёжи, у которой с пониманием было ещё хуже, но которая, тем не менее, «вливалась» в новую реальность с азартом. Школы «с традициями» ещё как-то держатся – там не без труда, но всё же соблюдается цивилизованный распорядок.
Чтобы придать выпускным несколько более организованный характер, в 1990-е как-то сама собой сформировалась традиция отмечать этот день на палубе прогулочного речного теплохода, арендованного родителями. Особенно это касалось крупных городов. Подобное времяпровождение было знакомо и выпускникам 1980-х и даже 1970-х – больше в Ленинграде, чем в Москве, но тогда оно еще не получило столь широкого распространения. На теплоход вместе с «виновниками торжества» (часто это был не весь класс, а какая-то его часть) «командировали» кого-нибудь из родителей и\или учителей. Это позволяло более-менее эффективно «отслеживать» «детей», страхуя их от ненужных «вызовов» в ночном городе.
- Комментарии