День народного единства
День, который по праву можем назвать нашим народным праздником, так как именно он заложил начало новой, независимой и могучей России.
Именно об этом дне и его предыстории пойдет речь в этой статье.
День народного единства – один из сравнительно недавних российских государственных праздников. В соответствии с Федеральным законом № 201-ФЗ от 29 декабря 2004 года он отмечается 4 ноября и, начиная с 2005 года, является «красным днём» в российском календаре. Четвёртое ноября 1612 года считается днём освобождения Москвы от польских интервентов (что не совсем верно) и датой окончания так называемого Смутного времени, которое началось с кончины 7 января 1598 году Фёдора I Ивановича, третьего сына Ивана IV Грозного и последнего русского царя из рода Рюриковичей, у которого не осталось прямых наследников. Русская смута, вспыхнувшая после его смерти, была периодом, когда на Русское государство в сжатый по историческим меркам период обрушилось множество отчасти взаимно обусловленных, а отчасти различных по своему генезису бед, которые переплелись между собой и усиливали эффект друг друга. Проблемы Московской Руси того времени по своему происхождению можно разделить на четыре больших группы. В основе первого «пучка» проблем лежал династический кризис, переросший в кризис государственности, сопровождающийся ожесточённой борьбой боярских группировок за власть, иностранной (главным образом, польско-шведской) интервенцией, появлением разнообразных самозванцев (иные из них на короткий промежуток времени даже обретали власть). Питательной средой для «самозванческого движения» стали слухи о том, что царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного, погибший при загадочных обстоятельствах в Угличе, жив и готов с помощью «верных людей» вернуть себе престол. Ко второй группе проблем можно отнести негативные последствия изнурительной Ливонской войны и Опричнины. Многое здесь завязано на непредсказуемом, взрывном и тираническом характере Ивана Грозного. Третья группа проблем была порождена резкими похолоданиями и неурожаями, которые вызвали голод, народные выступления и мятежи. Наконец, четвёртый узел противоречий был связан с закрепощением крестьян, вызванным разорением государства, упадком экономики, климатическим похолоданием, известным как Малый ледниковый период позднего Средневековья, и, как следствие, растущей миграцией крестьян из северных и центральных районов страны в области с более благоприятным климатом и плодородными почвами.
Важно отметить, что многие события Смутного времени имели глобальную геоклиматическую подоплёку – в частности, в форме извержений вулканов Билли Митчелла (Billy Mitchell) на острове Бугенвиль (Соломоновы острова), ныне – в составе Папуа-Новой Гвинеи (1580±20 г.), и Уайнапутина (Huaynaputina) в Перу (19 февраля 1600 г.). Предполагается, например, что неурожаи и голод 1600-1603 годов на значительной части Европы и особенно на Руси, связаны с извержением именно одного из вышеупомянутых (а возможно, и обоих) вулканов. Накопление пепла в атмосфере Земли привело к увеличению её отражательной способности и, как следствие, к кратковременному похолоданию с 10-недельными проливными дождями летом и ранними заморозками осенью. Хотя эти природные феномены вызвали неурожаи по всей северной Европе, они были особенно губительны для тогдашней Московской Руси, и без того характеризующейся коротким вегетационным периодом и неустойчивым летом. В 1603 г., по сравнению с 1601 г., цены на хлеб в Московском государстве подскочили в 18 раз. Именно в этом же году было подавлено, в частности, восстание Хлопка, ставшее прямым следствием голода 1601-1603 годов и, вероятно, катастрофических событий глобального масштаба на другом конце земного шара.

Во время Смутного времени Русь оказалась на грани большой геополитической катастрофы. Были захвачены пограничные города и крепости: Смоленск, Новгород Северский, Чернигов - поляками, и Ям, Копорье, Орешек, Новгород – шведами. Пала и Москва. Город оказался захвачен поляками из-за измены Боярской думы во главе с князем Федором Мстиславским. Ещё до этого непопулярный в народе Василий Шуйский был низложен в результате народного восстания и насильно пострижен в монахи Чудова монастыря. К власти пришла Боярская дума, сформировавшая своего рода временное правительство, известное в истории как «Семибоярщина». Одной из основных его задач была подготовка к выборам нового царя, что сразу обнажило непримиримые противоречия в среде боярской аристократии. Столкнувшись с угрозой межклановых распрей между боярскими родами и одновременно опасаясь воцарения популярного в народе Лжедмитрия, бояре сделали выбор в пользу юного сына польского короля Сигизмунда III Вазы королевича Владислава на условии его перехода в православие. В августе 1610 года они заключили договор с гетманом Жолкевским в качестве представителя Владислава (гетман, кстати, был против войны с Россией, но скрипя сердцем принял участие в интервенции по приказу короля). Не дожидаясь принятия Владиславом православной веры (которая так и не состоялась), московское правительство избрало польского принца царём на Земском соборе и даже начало чеканить от его имени монету в Москве и Новгороде. Молодой претендент получил царские регалии и заочно принял присягу. Осталось дождаться его прибытия в Москву и венчания на царство. Готовясь к этому событию, в ночь на 1 ноября 1610 г. бояре впустили в Москву 8-тысячное польское войско гетмана Жолкевского. Перед этим – видимо, в качестве меры предосторожности – Московский гарнизон был отправлен в поход как бы для борьбы со шведами. Поляки расквартировались в Кремле и Китай-городе, полагаясь на их каменные стены. Однако все приготовления оказались напрасными. Владислав так и не приехал в Москву, ссылаясь на отсутствие замирения между противоборствующими на Руси сторонами. Вся власть в Москве перешла к командованию польского гарнизона, которое фактически взяло бояр в заложники. Однако своя смута началась и в польском войске. Узнав, что на русский престол претендует сам Сигизмунд III, Жолкевский понял, что предприятие безнадёжно, и покинул столицу, оставив гарнизон под началом назначенного им Александра Гонсевского. Это было началом конца интервенции.
Правда, заключительная фаза интервенции и Смутного времени не была однозначно успешной и для русского ополчения. Чаша весов неоднократно склонялась то в одну, то в другую сторону. Первое народное (земское) ополчение, возглавленное рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, распалось после того, как воевода был убит по ложному оговору, что привело к поражению московского восстания 19 марта 1611 года. Участникам Первого ополчения катастрофически не хватало осадной артиллерии и умения штурмовать крепости, из-за чего ополченцы так и не смогли взять Китай-город и Кремль, где засели польско-украинские отряды. В сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к жителям города с горячим призывом создать ещё одно ополчение и снова идти на Москву. Был проведён сбор средств – сначала добровольный («третей деньги», т.е. третей части всех доходов), а потом, когда выснилось, что средств недостаточно, и принудительный (уже «пятой деньги»). Минин не жалел средств и сил на создание профессионального, грамотного в военном отношении ополчения, что было контрастом по сравнению с первым ополчением, которое опиралось на казацкую вольницу и «энтузиастов». На должность главы ополчения он предложил участника Первого ополчения тридцатилетнего Дмитрия Пожарского, который лечился после ранения в селе Мугреево Суздальского уезда. Пожарский, в свою очередь, согласился на это предложение лишь при условии, что посадские люди сами выберут ему помощника, который стал бы хранителем казны ополчения и взял бы на себя решение хозяйственных и организационных вопросов. Таковой и был выбран в лице самого Кузьмы Минина, который стал "выборным человеком всею землею". В начале апреля 1612 года в Ярославле под началом Минина и Пожарского собралось уже, по словам летописи, «не малое воинство», к которому, помимо нижегородцев, примкнули жители и других городов. В итоге в это войско вошли десять тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов, множество "даточных людей" из крестьян, а также немало количество наёмников с Запада и Востока, включая и поляков из враждебных королю Сигизмунду III шляхетских кланов. Следует отметить, что в числе руководителей этого ополчения был и незаслуженно забытый пламенный патриот протопоп Савва, горячо убеждавший и таки убедивший народ «встать за веру» на том же собрании, где произнёс свою знаменитую речь Кузьма Минин. Огромную роль в создании ополчения сыграли организационные способности и хозяйственная прозорливость Минина, его щедрость и готовность платить за участие в большом деле хорошие по тем временам деньги – по 30-50 рублей в год рядовым ратникам.

Немаловажно отметить, что именно во время Второго ополчения на Руси – в отсутствие легитимного монарха – возникла первая общерусская республика во главе с «Советом всей земли» и временным центром в Ярославле. До созыва Земского собора в 1613 году Совет выполнял функции высшего органа государственной власти. Фактическим же главой его cтал Кузьма Минин. На Совете всей земли 7 апреля 1612 года Московское государство было провозглашено великой русской державой.
Войско выступило в поход на Москву в июле/августе 1612 года после получения известия, что на помощь московскому гарнизону польским королем отправлено 12-тысячное войско под командованием гетмана литовского Яна-Кароля Ходкевича. Форсировав Москва-реку, отряд Минина 22 августа 1612 года разгромил две литовские роты и во главе наступающего русского войска ворвался в стан гетмана Ходкевича, заставив последнего оставить Екатерининский стан и отступить к Донскому монастырю. В конце сентября 1612 Второе ополчение объединилось с остатками Первого, а в октябре вся Москва их совместными усилиями была уже освобождена от поляков. Последними событиями этой кампании стали успешный штурм Китай-города 22 октября (1 ноября) 1612 года и капитуляция польского гарнизона Кремля 26 октября (5 ноября), куда до этого бежала часть осаждённых из Китай-города. При капитуляции Кремля были освобождены все бояре, в числе которых был и будущий царь Михаил Фёдорович Романов. Последние остатки польского гарнизона вышли из Кремля 27 октября (6 ноября) 1612 года. До созыва Земского собора Кузьма Минин возглавил исполнительный триумвират, в который, кроме него, входили Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой, а позже стал думным дворянином.
Четвёртое ноября празднуется в память о взятии Вторым ополчением Москвы (иногда заявляется, что она соответствует дате взятия Китай-города, но это неверно), хотя в этот день значимых событий в истории освобождения Москвы от поляков и не происходило. Однако с этой датой связан большой православный праздник – Казанская осенняя — день в народном календаре восточных славян, приходящийся на 22 октября (4 ноября). Название происходит от церковного и, по сути, общенародного почитания в этот день чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году. Фактически «осенняя Казанская» – это и есть День народного единства, но только в церковном календаре. Икона была доставлена в штаб-квартиру ополчения по распоряжению Святейшего Патриарха Гермогена и сопровождала ратников в походе. Перед образом Казанской Божией Матери молились Минин и Пожарский и именно с этой иконой Нижегородское земское ополчение сумело взять штурмом Китай-город. Эта победа и последующее возрождение Руси прочно связало икону Казанской Божией Матери с русским государством и сделало её предметом особого почитания. Общерусское празднование было установлено в 1649 году царем Алексеем Михайловичем. И отмечали этот день в течение трех столетий, вплоть до 1917 года.
В современной России в этот день политические партии и общественные организации проводят митинги, шествия, концерты, просветительские мероприятия и прочие акции, которые организуются во многих городах страны.
- Комментарии